МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КОУЧИНГА
"МИРОВОЙ СТАНДАРТ"
Международный Эриксоновский Университет: официальные представители

Мозг

Мы должны посмотреть на себя
и на мир глазами трех совершенно
различных личностей.

Поль Мак-Лин

 

Когда все трое встретимся мы вновь?..

У. Шекспир. «Макбет»

brainЧеловек может пользоваться устройством, порой даже не зная, как оно устроено. Мы пользуемся смартфонами, понятия не имея, что там у них внутри. При этом, знание того, как устройство работает, даёт пользователю дополнительные преимущества. Здесь больше подойдёт пример с автомобилем. Человек, знающий внутреннее устройство автомобиля, гораздо уверенней чувствует себя в эксплуатации, чем тот, кто просто умеет ездить. Ведь в случае неисправности, он знает, что и как делать. Так же и с мозгом. Зная его структуру, принципы и особенности работы, мы можем использовать его более эффективно, получая боше радости от жизни. Потому что знание функций мозга позволяет нам обнаружить мощные и богатые ресурсы, находящиеся за пределами наших привычных ограничений. Это усиливает наше творчество, ведёт к гибкости и развитию. Мы можем видеть, где наш мозг может быть нашим союзником, а где – наоборот. Коучу важно обладать знанием о трёх областях мозга, и применять эти знания в своей коучинговой практике.

Человеческий мозг, сам по себе, является единой цельной системой, которая состоит из трёх основных отделов: рептильный мозг, эмоциональный мозг, визуальный (церебральный) мозг. И, как показали исследования учёных, вся система устроена таким образом, что обеспечивает осуществление действий, направленных в будущее. То есть, грубо говоря, мозг заточен на действие. С этим, в том числе, связано такое быстрое распространение коучинга по всему миру. Потому что идеи коучинга совпадают с тем, как устроен наш мозг. Рассмотрим, как же он устроен.

Рептильный мозг. Это самый древний в эволюционном отношении мозг. Ему 100 миллионов лет. Он оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за инстинкты, за выживание тела. Его функции легко запомнить с помощью формулы «4 С»: «Съесть, сбежать, сразиться, спариться». Этот мозг отвечает за кинестетику (ощущения) и работает в настоящем времени. Управляет немедленными реакциями (одёрнуть руку от горячего чайника). Его топливо – норадреналин, вещество, которое сцепляет нейронные цепочки. Для того чтобы уметь владеть со своим рептильным мозгом, хорошо подходят занятия восточными единоборствами.

Эмоциональный мозг. Его возраст – 50 миллионов лет. Он роднит нас с млекопитающими. Отвечает за эмоции, чувства. Именно поэтому нам так близки наши домашние питомцы. Этот мозг отвечает за аудиальный канал восприятия, и чувствителен к тонам голоса. А какое воздействии на человека оказывает музыка! Так же он ответственен за объединение в группы и иерархию. Помнит о прошлом и мыслит из прошлого в настоящее, то есть усваивает прошлый опыт для использования в будущем. Ориентируется на выживание, особенно на выживание группы, на выбор «или-или». Отвечает за функцию ассоциации. Работает на адреналине. Эмоциональный мозг ответственен за сохранение того, что уже есть, за иерархию, зону комфорта. Поэтому важно уметь преодолевать его сопротивление изменениям. Ведь основное количество энергии для осуществления действия находится именно в эмоциональном мозге.

Рептильный и эмоциональный мозг плотно работают вместе, так как давно «дружат», и имеют хорошо развитую систему каналов связи. Вместе они соединяют наши физические и эмоциональные ощущения.

Церебральный мозг. Это самый молодой в эволюционном отношении (2,5 – 3 млн. лет) отдел головного мозга, и самый большой по размеру (правое и левое полушарие). Главная его функция – способность к визуализации и планированию будущего. Он в тысячу раз более гибкий, чем эмоциональный мозг. В нём больше нейронных связей, чем звёзд, которые видны во вселенной. Если эмоциональный мозг мыслит категориями «или-или» (например, плохо-хорошо), то в визуальном мозге уже существует сравнительная степень. Используя его, мы можем визуализировать образы будущего и можем смотреть на эти образы, как если бы мы видели себя на экране. На языке коучинга это называется диссоциация. Мы можем детализировать, создавать маленькие внутренние фильмы, абстрактные теории, концепции, придумывать языки (символьные системы). Именно наличием этого отдела мозга мы отличаемся от животных. На этот отдел воздействуют эндорфины. Так как визуальный мозг с эмоциональной и рептильной системами функционируют вместе только 2 млн. лет, кооперация между всеми тремя развита ещё недостаточно. И в данный момент все мы являемся активными участниками эволюционного процесса. Поэтому важно развивать у себя интегрированную систему мышления.

Как применить это знание о мозге на практике?

Прежде всего, вы всегда можете отследить, какой в данный момент мозг у Вас наиболее активен. И управлять им. Во-первых, для достижения целей, во-вторых, чтобы он не управлял Вами. В этом случае, коучинг про то, как сделать картинку (визуальный мозг) такой, чтобы высвободить необходимое количество энергии в эмоциональном мозге, чтобы она побудила тело действовать (рептильный мозг) в направлении к цели. Картинка открывается, когда спокойны (или находятся в позитиве) рептильный и эмоциональный мозг. Коуч следит за тем, чтобы человеку хватило длящегося эмоционального эффекта чтобы сделать первые шаги и сохранять свою приверженность вплоть до завершения пути к цели. И это показывает, что наша мотивация – всегда в наших руках. И была бы по-настоящему вдохновляющая картинка, а достичь цели мы всегда сумеем. Как говорится, если очень захотеть, можно в космос полететь. Ведь мозгу всё равно, есть предмет в реальности или его нет. То есть, для него нет разницы между тем, что он видит (воспринимает непосредственно) и представляет. Простой пример – мы можем представить любимого человека, и это вызовет в нашем теле определённую химию, мы начнём испытывать определённые эмоции и побуждения. Попробуйте представить себя, жующим лимон, как яблоко, и у вас начнёт активно выделяться слюна.

В связи с этим, вот эффективный самокоучинговый вопрос: «Что мне необходимо чувствовать сейчас, чтобы начать двигаться по направлению к моей цели? А какое видение зажжёт во мне это чувство?» Поэтому коучинг использую лидеры, ведь лидер – это тот, кто может создать по-настоящему мощное видение и вдохновить на его достижение остальных. Где видение – это мечта плюс срок исполнения.

brain_02Бывает, что человек застрял в своих эмоциях. Тогда коуч помогает ему визуализировать, задавая открытые эффективные вопросы. Таким образом, визуальный мозг помогает преодолеть сопротивление к изменениям мозга эмоционального. Кроме того, когда мы визуализируем, мы прокладываем новые нейронные цепочки. Это и есть творчество. И знание о мозге даёт нам ключ к управлению своими состояниями, привычками, способностями.

Выше мы говорили о том, что телом управляет рептильный мозг. Но взаимодействие происходит в двух направлениях, и, управляя своим телом, мы управляем своим рептильным мозгом. Например, если мы хотим расслабить мозг, нам необходимо расслабить тело. И наоборот, если мы хотим расслабить тело, нам необходимо расслабить мозг (успокоить ум). Этому, в частности, способствуют различные психологические и духовные практики, спорт, восточные единоборства.

Когда все три отдела мозга работают слаженно, возникает синергетический эффект, и в этом случает, человек проявляется максимально эффективно. Так как мозг заточен на действие, то в случае синергии, человек входит в состояние «невозможно не делать», потому что при этом он наполнен позитивной энергией эмоций, которая стремится быть реализованной посредством тела. Это ли не ключ к успеху?  Кстати, это состояние можно заякорить, используя технику «Ценностный образ себя».

Многие культуры и цивилизации обладали этим знанием о мозге. И выражали они его через те символы, которые соответствовали духу времени и места. При этом можно увидеть очевидную схожесть символики. Возьмём, к примеру, идею о триединстве духа, души и тела. Это визуальный, эмоциональный и рептильный мозг, соответственно.

Ещё один сюжет, который повторяется во многих культурах. Георгий-Победоносец на коне сражает змея. Илья Муромец сражается со Змеем Горынычем. Шива на быке управляет демонами. Китайцы и драконы. Если выразить эту идею в коучинговой терминологии, то это символизирует то, как визуальный мозг при поддержке эмоционального (мозг млекопитающих, конь, бык) берёт под контроль (побеждает) рептильный мозг, то есть инстинкты, низшую природу человека.

В этих символах заключена идея эволюционного развития – переход от низшей природы к высшей. Эволюционирует и тело, и сознание человека. Тело эволюционировало очень долго. И в настоящее время, в информационную эпоху, особенно активно эволюционирует именно сознание. Коучинг прекрасно способствует этому процессу, так как устроен так, как работает человеческий мозг. И чем больше Вы будете практиковать коучинг, тем глубже Вы в этом убедитесь.



Ещё записи из рубрики "Блог"

Расскажите о нас друзьям!


Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Мы в Facebook

Мировой Стандарт Обучение Коучингу

Добавить в друзья

Календарь событий

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930